МБОУ СШ №6

Социально-педагогический комплекс

Отдельный человек слаб,
как покинутый Робинзон,
лишь в сообществе с другими
он может сделать многое.
(А. Шопенгауэр)

Воспитательная система школы складывается из совместной деятельности учителей, учащихся, родителей, педагогов дополнительного образования (ДДТ, ДЮСШ), работников Дворца культуры, библиотек, участкового инспектора, жителей микрорайона.

 Для нашего социума в большей степени характерна традиционная культура общества. В школе создаются объединения школьников, кружки и группы по интересам. Решая коммуникативные и эстетические проблемы развития, со второго класса введен иностранный язык, дети изучают мировую художественную культуру, изобразительное и декоративно-прикладное искусство, дизайн. Школьники участвуют в праздниках, имеющее значение для города.

В традициях школы – создать ребенку «социальную ситуацию развития», среду общения, поле деятельности, которые невозможно заменить даже интересным уроком.

Школа устанавливает связи с другими социальными институтами, формируя социально-педагогический комплекс. Внешкольные учреждения являются сложными многоуровневыми социокультурными педагогическими системами, которые выполняют задачи дополнительного образования.

Именно социально-педагогический комплекс может решить реально проблемы детей, и творчески интеллектуально одаренных, и ослабленных физически, и имеющие умственные и психические отклонения, также правонарушителей, детей-инвалидов, сирот, нуждающихся в попечительстве. Отдельные звенья структуры обеспечивают целостный процесс социального воспитания, который помогает эффективно решать задачи разностороннего творческого развития личности, создание комфортной социально-образовательной среды в мире социума, правовой и экономической защиты, социальной профилактики. Важную роль в этом играет сотрудничество детей и взрослых, взаимосвязь учителей, родителей, работников социальной сферы. Формы сотрудничества самые разные: организация досуга учащихся, совместная деятельность в кружках, секциях, совместные экскурсии, туристические походы, помощь нуждающимся семьям, трудным подросткам, деятельность попечительских советов. Органическое сочетание досуга с различными формами образовательной деятельности позволяет сокращать пространство девиантного поведения, решая проблемы занятости детей.

Цель совместной работы – создать ребенку «социальную ситуацию развития» (Л.С. Выготский), среду общения, поле деятельности, которое нельзя заменить даже очень интересным уроком. Такое сотрудничество направлено на социальную защиту и реализацию прав ребенка на успешное разностороннее развитие и самореализацию. Именно в сотрудничестве обеспечивается целостный процесс социального воспитания.

Педагога-воспитателя нашей школы должны отличать следующие личностные качества и характеристики:

  • гуманизм (любовь к детям, альтруизм, способность к эмпатии);
  • профессионализм (способность и желание работать с детьми, умение привнести воспитывающее начало в свою деятельность, умение увлечь детей, организовать их деятельность, владение разнообразными формами воспитательной работы, знание современных воспитательных технологий, знание возрастной психологии, развитие в себе рефлексивной культуры);
  • общекультурное развитие (знание и понимание мировой и родной культуры, интерес к мировым и отечественным, политическим, социальным, экономическим процессам);
  • креативность (способность к творчеству, умение находить нестандартные решения, новые подходы в деятельности, желание создавать лучшее, новое);
  • саморазвитие (способность к адекватной самооценке, самопознанию, саморегуляции, самоанализу, самоконтролю, самообразованию);
  • патриотизм (любовь к своей малой Родине, любовь к Отечеству, ответственность за подрастающее поколение, за судьбу Родины).

Воспитательную деятельность все педагоги строят на основе гуманного, уважительного отношения к каждому ребенку.

Важнейшими условиями повышения эффективности работы педагогов и воспитателей являются:

  1. Диагностическая основа организации всех видов деятельности.
  2. Четкая и эффективная организация методической работы школы.
  3. Формирование благоприятного психологического климата в коллективе.
  4. Создание различных видов педагогической деятельности.
  5. Сохранение и развитие демократического стиля управления.
  6. Оперативный и эффективный контроль.