МБОУ СШ №6

Концепция воспитательной системы

Сегодня в условиях социальной нестабильности, обострения национальных отношений, утраты духовных ценностей особенно значимой становится роль школы, как гаранта мира и общественной нравственности. В связи с этим время ставит нас перед необходимостью пересмотреть свои взгляды на воспитательный процесс в общеобразовательном учреждении. А.С. Макаренко говорил: “Воспитывать – значит учить жить”. А успех воспитания невозможен без знания реальных закономерностей, присущих человеческой природе, без опоры на глубинные знания бытия, становления и развития личности.

Концепция построена в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Конвенции ООН о правах ребенка, Уставом школы. Основными идеями, которые легли в основу концепции воспитательной системы школы, являются идеи гуманизма, педагогики сотрудничества, общей заботы, формирования единого воспитательного пространства. Научным и практическим основанием для данной концепции стали педагогические идеи В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, И.П. Иванова, В.А. Караковского, Н.Е. Щурковой.

Концепция воспитательной системы школы выстраивается с ориентацией на модель выпускника как гражданина-патриота, образованного человека, личность свободную, культурную, гуманную, способной к саморазвитию. Такой системный подход позволяет сделать педагогический процесс более целесообразным, управляемыми, самое важное, эффективным.

Школа использует свою стратегию и тактику в воспитании, основанную на компетентностном подходе.

Исходя из этого, главной целью воспитательной работы школы является: способствовать воспитанию свободной, гуманной, духовной, самостоятельной личности, обогащенной научными знаниями, готовой к сознательной творческой деятельности и нравственному поведению.

Для осуществления этой высокой цели перед педагогами школы стояли следующие задачи воспитательной работы:

  1. Развивать школьные традиции, создавая благоприятные условия для всестороннего развития личности учащихся.
  2. Способствовать развитию ученического самоуправления. Формировать активную гражданскую позицию и самосознание гражданина РФ.
  3. Максимально вовлекать родителей в жизнь школы и привлекать их к реализации программы развития.
  4. Продолжить работу по предупреждению правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних и по предупреждению наркомании среди подростков, максимально привлекать детей группы “риска” к участию в жизни школы, класса, занятиях кружков, секций
  5. Активизировать работу по изучению уровня воспитанности учащихся
  6. Совершенствовать систему методической работы с классными руководителями.
  7. Повысить у учащихся интерес к внеклассной работе.

Исходя из целей и задач воспитательной работы были определены приоритетные направления воспитательной деятельности школы:

  • Гражданско-патриотическое;
  • Учебно-познавательное;
  • Спортивно-оздоровительное;
  • Нравственно-эстетическое;
  • Трудовое;
  • Профилактика правонарушений;
  • Работа с родителями.

Воспитательные цели детализированы на каждом возрастном этапе:

1 ступень. Воспитание в начальном звене.

Задачи:

  1. Оказание помощи ребенку в преодолении трудностей в различных видах деятельности, формирование самостоятельности.
  2. Развитие интеллекта средствами внеклассной деятельности.
  3. Формирование потребности в творческой деятельности.
  4. Развитие художественно-эстетических способностей.
  5. Воспитание общительности, чувства своей общности с коллективом, духа товарищества и сотрудничества, желания оказывать помощь друг другу.
  6. Способствовать созданию у детей ярких эмоциональных представ­лений о нашей Родине, об окружающем мире.
  7. Формирование жизненно важных трудовых навыков и нравственных представлений: стремления говорить правду, поступать по справедливости, стремления быть смелым, организованным, исполнительным, уважительным, нетерпимым к лени, зазнайству, грубости, лжи.
  8. Воспитание любви к чтению, развитие любознательности, любви к природе, стремления к здоровому образу жизни.

2 ступень. Воспитание в среднем звене (5-9 классы)

Задачи:

  1. Оказание помощи в преодолении трудностей подросткового периода, требующего особого педагогического внимания и поддержки.
  2. Оказание помощи подросткам в расширении круга их интересов и развитии их ответственности за конечные результаты любой деятельности.
  3. Создание условий для развития творческих и интеллектуальных способностей детей.
  4. Создание условий для поддержания стабильного здоровья учащихся.
  5. Формирование самостоятельности учащихся, расширение возможностей для развития трудовых, художественно-эстетических учений и навыков.
  6. Дальнейшее развитие национального самосознания на основе краеведческой, художественно-эстетической деятельности.

3 ступень. Воспитание и образование в старшем звене (10-11 классы)

Задачи:

  1. Обеспечение высокого уровня общего интеллектуального развития личности учащихся.
  2. Создание необходимых условий для завершения базовой общеобразовательной подготовки, необходимой для дальнейшей профессиональной учебы, выполнения гражданских обязанностей, успеш­ной жизни и деятельности в сложных экономических условиях.
  3. Оказание психолого-педагогической помощи старшеклассникам в формировании самостоятельности, самоорганизации и самоопределения.
  4. Дальнейшее физическое развитие личности.
  5. Дальнейшее развитие национального самосознания, формирование нравственных и гражданских качеств на основе разнообразной творческой деятельности.

Воспитательная система школы строится на принципах:

  • ориентации на общечеловеческие ценности как основу здоровой жизни;
  • содействия педагога развитию способностей ребенка быть субъектом собственного поведения, а в итоге и всей жизнедеятельности;
  • принятия ребенка как данности, признания его права на данное поведение и производимый им выбор.

Основные направления развития воспитательной системы:

  • организация интересной, содержательной внеурочной деятельности;
  • развитие творческой инициативы детей и взрослых;
  • развитие ученического самоуправления;
  • развитие коллективно-творческой деятельности;
  • организация работы по профилактике асоциального поведения учащихся;
  • организация работы с одаренными детьми.

Воспитание на уроке

Воспитание в процессе обучения включает в себя следующие компоненты:

  1. Формирование у школьников основ мировоззрения и естественнонаучной картины мира.
  2. Использование воспитательных, этических моментов, включенных в содержание учебных предметов.

Главный воспитательный момент в процессе обучения – это сам учитель, как пример и образец отношений к своим обязанностям, культуры внутренней и внешней, умеющий организовать свой труд и учебный труд учащихся. Учитель как пример выдержки, такта, выполнения всех эстетических норм.