Концепция воспитательной системы
Сегодня в условиях социальной нестабильности, обострения национальных отношений, утраты духовных ценностей особенно значимой становится роль школы, как гаранта мира и общественной нравственности. В связи с этим время ставит нас перед необходимостью пересмотреть свои взгляды на воспитательный процесс в общеобразовательном учреждении. А.С. Макаренко говорил: “Воспитывать – значит учить жить”. А успех воспитания невозможен без знания реальных закономерностей, присущих человеческой природе, без опоры на глубинные знания бытия, становления и развития личности.
Концепция построена в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Конвенции ООН о правах ребенка, Уставом школы. Основными идеями, которые легли в основу концепции воспитательной системы школы, являются идеи гуманизма, педагогики сотрудничества, общей заботы, формирования единого воспитательного пространства. Научным и практическим основанием для данной концепции стали педагогические идеи В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, И.П. Иванова, В.А. Караковского, Н.Е. Щурковой.
Концепция воспитательной системы школы выстраивается с ориентацией на модель выпускника как гражданина-патриота, образованного человека, личность свободную, культурную, гуманную, способной к саморазвитию. Такой системный подход позволяет сделать педагогический процесс более целесообразным, управляемыми, самое важное, эффективным.
Школа использует свою стратегию и тактику в воспитании, основанную на компетентностном подходе.
Исходя из этого, главной целью воспитательной работы школы является: способствовать воспитанию свободной, гуманной, духовной, самостоятельной личности, обогащенной научными знаниями, готовой к сознательной творческой деятельности и нравственному поведению.
Для осуществления этой высокой цели перед педагогами школы стояли следующие задачи воспитательной работы:
- Развивать школьные традиции, создавая благоприятные условия для всестороннего развития личности учащихся.
- Способствовать развитию ученического самоуправления. Формировать активную гражданскую позицию и самосознание гражданина РФ.
- Максимально вовлекать родителей в жизнь школы и привлекать их к реализации программы развития.
- Продолжить работу по предупреждению правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних и по предупреждению наркомании среди подростков, максимально привлекать детей группы “риска” к участию в жизни школы, класса, занятиях кружков, секций
- Активизировать работу по изучению уровня воспитанности учащихся
- Совершенствовать систему методической работы с классными руководителями.
- Повысить у учащихся интерес к внеклассной работе.
Исходя из целей и задач воспитательной работы были определены приоритетные направления воспитательной деятельности школы:
- Гражданско-патриотическое;
- Учебно-познавательное;
- Спортивно-оздоровительное;
- Нравственно-эстетическое;
- Трудовое;
- Профилактика правонарушений;
- Работа с родителями.
Воспитательные цели детализированы на каждом возрастном этапе:
1 ступень. Воспитание в начальном звене.
Задачи:
- Оказание помощи ребенку в преодолении трудностей в различных видах деятельности, формирование самостоятельности.
- Развитие интеллекта средствами внеклассной деятельности.
- Формирование потребности в творческой деятельности.
- Развитие художественно-эстетических способностей.
- Воспитание общительности, чувства своей общности с коллективом, духа товарищества и сотрудничества, желания оказывать помощь друг другу.
- Способствовать созданию у детей ярких эмоциональных представлений о нашей Родине, об окружающем мире.
- Формирование жизненно важных трудовых навыков и нравственных представлений: стремления говорить правду, поступать по справедливости, стремления быть смелым, организованным, исполнительным, уважительным, нетерпимым к лени, зазнайству, грубости, лжи.
- Воспитание любви к чтению, развитие любознательности, любви к природе, стремления к здоровому образу жизни.
2 ступень. Воспитание в среднем звене (5-9 классы)
Задачи:
- Оказание помощи в преодолении трудностей подросткового периода, требующего особого педагогического внимания и поддержки.
- Оказание помощи подросткам в расширении круга их интересов и развитии их ответственности за конечные результаты любой деятельности.
- Создание условий для развития творческих и интеллектуальных способностей детей.
- Создание условий для поддержания стабильного здоровья учащихся.
- Формирование самостоятельности учащихся, расширение возможностей для развития трудовых, художественно-эстетических учений и навыков.
- Дальнейшее развитие национального самосознания на основе краеведческой, художественно-эстетической деятельности.
3 ступень. Воспитание и образование в старшем звене (10-11 классы)
Задачи:
- Обеспечение высокого уровня общего интеллектуального развития личности учащихся.
- Создание необходимых условий для завершения базовой общеобразовательной подготовки, необходимой для дальнейшей профессиональной учебы, выполнения гражданских обязанностей, успешной жизни и деятельности в сложных экономических условиях.
- Оказание психолого-педагогической помощи старшеклассникам в формировании самостоятельности, самоорганизации и самоопределения.
- Дальнейшее физическое развитие личности.
- Дальнейшее развитие национального самосознания, формирование нравственных и гражданских качеств на основе разнообразной творческой деятельности.
Воспитательная система школы строится на принципах:
- ориентации на общечеловеческие ценности как основу здоровой жизни;
- содействия педагога развитию способностей ребенка быть субъектом собственного поведения, а в итоге и всей жизнедеятельности;
- принятия ребенка как данности, признания его права на данное поведение и производимый им выбор.
Основные направления развития воспитательной системы:
- организация интересной, содержательной внеурочной деятельности;
- развитие творческой инициативы детей и взрослых;
- развитие ученического самоуправления;
- развитие коллективно-творческой деятельности;
- организация работы по профилактике асоциального поведения учащихся;
- организация работы с одаренными детьми.
Воспитание на уроке
Воспитание в процессе обучения включает в себя следующие компоненты:
- Формирование у школьников основ мировоззрения и естественнонаучной картины мира.
- Использование воспитательных, этических моментов, включенных в содержание учебных предметов.
Главный воспитательный момент в процессе обучения – это сам учитель, как пример и образец отношений к своим обязанностям, культуры внутренней и внешней, умеющий организовать свой труд и учебный труд учащихся. Учитель как пример выдержки, такта, выполнения всех эстетических норм.